Вышивка работа с детьми

Пухкий Екатерина
Методическая разработка «Вышивка «крестом»

Вашему вниманию предлагается дипломный проект по практикуму по художественному труду и конструированию на тему:

Вышивка крестом.

Вышивка «крестом» - один из любимых видов рукоделия. Изготовление картин, вышитых «крестом», способствует развитию творческого воображения, порождает эмоциональный отклик, вызывает положительное отношение к художественной деятельности, что в конечном итоге рождает подлинное действенное желание “сочинять”. В процессе целенаправленного создания картины вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Создатели приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Сочетание разных материалов в одной картине не может быть случайным. Всякий раз необходимо пробовать, искать, чтобы решить, с помощью какого материала он может получить более выразительное изображение. Обучение технике изготовления вышитых картин способствует пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, обогатит творческую деятельность.

Вышивка интересна и доступна не только взрослым людям, но и детям дошкольного возраста. Занятия вышивкой развивают ребенка, воспитывают его вкус, позволяют прикоснуться к истокам культуры своего народа.

Для достижения цели были определены задачи:

1. Проанализировать специальную и методическую литературу.

2. Выделить основные приемы вышивки крестом.

3. Совершенствовать умения и навыки в технологии вышивки крестом.

4. Разработать календарно-тематическое планирование кружковых занятий для старших дошкольников в работе с вышивкой крестом.

Анализ специальной и методической литературы позволил сделать вывод о том, что:

История возникновения вышивки уходит далеко вглубь веков. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Так возникли орнаменты - последовательное повторение отдельных узоров или их группы Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных, светлых и темных тонов. Один и тот же орнамент приобретает новое звучание от изменения цвета ниток в вышивке, может казаться ярким и красочным или сдержанным и блеклым. В процессе целенаправленного создания картины вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Создатели приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Обучение технике изготовления вышитых картин способствует пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, обогатит творческую деятельность.

Важной составляющей воспитательной системы в ДОУ является кружковая работа. В данном виде деятельности предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Кружковая деятельность стимулирует детей к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность. Человек чуткий к прекрасному, испытывает потребность строить свою жизнь по законам красоты.

Программа “ Воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М. А. Васильевой предназначена для педагогов ДОУ. Данная программа является частью комплексной системы работы ДОУ по формированию у дошкольни-

ков эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным,

умственным, трудовым и физическим воспитанием, которое позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при выполне-

нии поставленных задач, дает возможность создать интересные работы

своими руками.

Поэтому основой календарно-тематического планирования была выбрана

программа М. А. Васильевой.

Организация обучения вышивке крестом на базе ДОУ в рамках дополнительного образования является особенно актуальным. Ведь целью дополнительного образования является развитие творческой личности ребенка, чему особенно способствует, по мнению многих отечественных ученых (Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, А. П. Усова,Н. П. Сакулина и др) декоративно – прикладное искусство, неотъемлемой частью которого является вышивка.

Начинать обучение детей вышивке следует в старшем дошкольном возрасте. К этому моменту у ребенка достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве, воля, усидчивость, без которых невозможно выполнение ровных стежков в вышивке. В то же время и сама вышивка стимулирует развитие всех этих качеств, так необходимых для дальнейшего обучения в школе.

Программа данного курса рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Занятия проводятся с подгруппами детей 4-6 человек, продолжительностью 30 минут, одно занятие в неделю.

Занятия позволяют детям познакомится с материалами и инструментами, правилами техники безопасности при работе с ними. Дети учатся вдевать нитку в иглу, закреплять нить на ткани; овладевают техникой выполнения некоторых швов («вперед иголку», «вперед иголку в два приема», «через край», «крестик»).

Цель программы - приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре, развитие художественно – творческих способностей ребенка посредством вышивки.

Тема 1: «Сокровища старинного сундука»: знакомство с вышивкой как видом народного творчества.

Рассматривание вышитых изделий - примеров народного творчества и работы педагога по дополнительному образованию, воспитателей, родителей, детей. Показ видеоряда иллюстраций.

Материалы: примеры изделий народного творчества, украшенные вышивкой; изделия, выполненные педагогом; иллюстрации на заданную тему.

Тема 2: Материалы и инструменты, правила обращения с ними.

Организация рабочего места, уточнение знаний о видах ткани, видах нити, загадки об иголке, нитках, ножницах, наперстке, игольнице, утюге; знакомство с правилами техники безопасности при работе с инструментами для вышивания, демонстрация педагогом отмеривания нити заданной длины и вдевании ее в иглу.

Материалы: лоскутки различных тканей, иголки, нитки (мулине, шелковые, х/б, ножницы, наперсток, пяльцы.

Тема 3: «Поможем ежику перебраться через ручей»: обучение шву «вперед иголку».

Знакомство с понятиями «стежок» (использование загадки, «шов». Работа со схемой (прорисовывание шва) и выполнение шва «вперед иголку» на картонной модели. Овладение приемом закрепления нити на ткани.

Материалы: две полоски картона (каждому) с разметкой стежков шва «Вперед иголку»: на 1 полоске стежки верхнего шва и первый стежок нижнего шва выполнены фломастером, остальные стежки – простым карандашом, на полоске 2 точки разметки стежков проколоты шилом; изображение Ежика, перебирающегося по камушкам через ручей. Нитки мулине, ножницы, фломастеры, иглы.

Тема 4: «Волшебные крестики».

Уточнение и закрепление знаний о знакомых простейших швах при рассматривании изделий. Знакомство с техникой шва «крестик»: рассмотрение схемы, дорисовывание схемы выполнения горизонтального ряда крестиков на полоске из картона. Демонстрация выполнения шва педагогом. Упражнение в вышивании ряда крестиков.

Материалы: образцы изделий, вышитых простейшими швами и крестиком; схемы и полоски из картона с разметкой для выполнения ряда горизонтальных крестиков; лоскутки ткани (каждому) для выполнения образцов швов с разметкой в виде квадратиков для вышивки горизонтального ряда шва «крестик»; нитки мулине, иголки, пяльцы, ножницы.

Тема 5: «Корзинка для всякой всячины»

Анализ образца корзинки (форма, вид шва, сколько рядов крестиков, длина рядов, цвет нитки). Вышивание ряда крестиков по разметке на заготовке, выдергивание бахромы по верхнему и нижнему краю, сложение вышитой заготовки пополам, лицевой стороной внутрь, сшивание боковых сторон корзинки по разметке, пришивание ленточки. Работа с пооперационными картами (последовательность выполнения мешочка).

Материалы: лоскутки однотонной ткани (каждому) с полотняным переплетением нитей размером 34 на 14 см. с нанесенной карандашом разметкой для вышивки в виде трех полосок, разделенных на квадраты; пооперационные карты, нитки мулине разного цвета, узкие ленточки длиной 20 см., образецкорзинки, схемы узора, иглы, ножницы, пяльцы.

Тема 6: «Прихватка для бабушки и мамы»: знакомство с вертикальным рядом крестиков. Обучению шва «через край».

Анализ образца прихватки, состоящей из основы и ткани с вышивкой (форма прихватки, качество ткани – основы). Демонстрация выполнения вертикального ряда крестиков. Выкраивание деталей прихватки, с помощью шаблона. Вышивки узора прихватки тремя вертикальными рядами крестиков.

Демонстрация шва «через край», сшивание деталей прихватки между собой швом «через край». Работа с пооперационными картами.

Материалы: лоскутки однотонной ткани (каждому) с полотняным переплетением нитей размером 10 на 10 см. с разметкой узора для вышивки в виде полосок, разделенных на квадраты; лоскутки более плотной несыпучей ткани (каждому) размером 12 на 12 см. для основы прихватки; маленькие образцы ткани, которая используется для прихваток; пооперационные карты (последовательность изготовления прихватки);тесемочки длиной 8 см. для петельки; нитки мулине разного цвета, образцы прихватки, схемы узоров, английские булавки, иголки, ножницы, пяльцы.

В организации и планировании занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с вышивкой крестом, должны учитываться возрастные особенности и уровень развития познавательных возможностей.

Спасибо за внимание!


Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-210960.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Волшебство вышивки. Часть 9: вышивка и дети - Ярмарка Мастеров Домовенок кузя как вязать

Вышивка работа с детьми Вышивка работа с детьми Вышивка работа с детьми Вышивка работа с детьми Вышивка работа с детьми Вышивка работа с детьми Вышивка работа с детьми Вышивка работа с детьми

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ